Мирное небо над головой

Основатель центра реабилитационной поддержки «Шанс» Ольга Рыль рассказала нам, как помогает подросткам из неблагополучных семей и в каком направлении сейчас ведет работу с возвращенными казахстанскими детьми из Сирии – зоны террористической активности в рамках двух операций «Жусан». «Шанс» стал гарантом обретения новой жизни, мирного неба над головой.

Ольга Викторовна, расскажите, сколько лет Ваш центр помогает подросткам?
– В Астане центр был открыт 1 марта 2005 года, в течение года мы запустили еще 3 филиала в Караганде, Шымкенте и Мангистау. Изначально работали с детьми наркозависимых родителей. Затем с подростками, отбывшими наказание, с отсрочкой вынесения приговора. Сейчас ведем работу с детьми, возвращенными из Сирии, по окончании операции «Жусан». У нас 17 центров в каждой области и 2 районах в Жезказгане и Каскелене. 17 подразделений, 183 сотрудника. Самые тяжелые районы – Уральск, Жезказган, Сатпаев.

Как и с какого времени вы начали работать с детьми, возвращенными из Сирии в рамках операций «Жусан»?
– В 2016 году нам передали первого ребенка из зоны террористической активности – Сирии. Отец ребенка был в свое время доктором экономических наук, умный, состоятельный человек. Мать со старшим сыном находилась в Казахстане, муж развелся и уехал в Сирию. В 2018 году МОН РК выделил нам трехмесячный грант, когда нам передали самостоятельно вернувшихся ранее детей. А с 6 января по 26 июля мы сами находились в Актау, где был создан временный адаптационный центр, куда возвращались дети и женщины из двух операций «Жусан». С 1 января по 5 июля финансирование для операций «Жусан 1, 2» шло через наш центр.

Как работники центра помогли вернувшимся из зоны боевых действий?
– Во второй операции было пять потоков возвращения детей и женщин в разных количествах. Какая-то медицинская помощь была оказана сразу, было очень много раненых детей и женщин. Возвращено 33 сироты. Работали наши сотрудники. С каждого центра, региона был направлен социальный работник, психолог, юрист, для того чтобы сформировать доверительные отношения с прибывшими. И они уже сопровождали в наши реабилитационные центры. Когда сюда приезжали женщины и дети, какой-то период времени они находились здесь, потом уходили к своим родным. Если таковых не было, мы принимали их обратно. Разные ситуации бывали.

Какую работу вы проводите в данное время?
– Документируем, ведь дети, рожденные за пределами Казахстана, не имеют свидетельств о рождении. Полностью взяли на себя блок, связанный с подготовкой к школе, потому что возвращались дети разных возрастов. Ребенок 15-ти лет никогда не учился, соответственно, у него полный провал знаний. Там, в «Жусане», организовали детский сад, школу для детей, пока мамы занимались личными вопросами: работой с теологами и т. д. Как только они возвращались сюда, здесь в центрах были открыты школы. Мы наняли преподавателей, педагогов по английскому языку и организовали досуговую деятельность, чтобы дети могли адаптироваться к мирной жизни. Они же другого там не видели, вначале кусочек хорошей жизни, где все было беззаботно, потом лагерь, бомбежка, голодовка и т. д. Для детей вхождение в социум очень важная вещь. Когда мы первый раз их повезли на экскурсию, завуч задала вопрос: «Вы откуда?». У них в затылочной области информация о том, что они из Сирии, а дети не хотят об этом говорить. По возвращении я спросила, понравилась ли экскурсия: показали им школы, классы, спортзал, лабораторию. Они ответили, что нет, девочка, которая сейчас пошла в 7-ой класс, заплакала, сказав: «Потому что они знают, откуда мы». И нашим психологам пришлось проработать этот момент, пришлось поехать в ту школу, куда пойдет ребенок. По окончании операции возвращено 407 детей в рамках «Жусан-2». Из них 254 ребенка – дети дошкольного возраста, остальные – школьного. Есть дети, которых мы были вынуждены определить в вечерние школы.

Чем дети занимаются на каникулах? Что входит в их досуговую деятельность?
– Когда у детей идут каникулы, у них проходит марафон. Они ходят в театр, музеи, для них расширяется досуговая деятельность. Они не перестают учиться и даже на каникулах посещают дополнительные занятия. Хочу отметить, что дети хорошо закончили четверть, без одной тройки. Это большая заслуга учителей и психологов, которые здесь работают. Потому что суметь так организовать и адаптировать детей не каждому под силу. Знаете, у них бешеное желание учиться, но самое главное – вхождение в социум.

Дети, повидавшие страшные картины войны, возвращаются оттуда с большими психологическими проблемами. Какая работа проводится в этом направлении?
– Мы каждый месяц проводим ПМПК – психолого-медико-педагогические комиссии, для того чтобы понять психическое здоровье ребенка. Когда они приехали, это были одни показатели, были даны рекомендации о прохождении дополнительных занятий с дефектологами, психологами, невропатологами и т. д. Сейчас через три месяца, когда мы с ними позанимались, результат стал лучше. Мы будем проводить эти работы до конца года, для того чтобы понять, насколько выравнивается психическое здоровье у детей. Сами понимаете, что это как та пуля, дети же пережили бомбежку, голод – это посттравматический синдром, сейчас они включили защитную реакцию, закрылись: «Я подумаю об этом потом». Обычно, если ребенок подвергается, например, сексуальному насилию, он об этом раз и забывает – срабатывает защитная реакция организма. Здесь также. Но любой вопрос, ситуация может спровоцировать, и тогда с этой категорией детей нужно работать очень долго, потому что детская психика формируется в самый опасный возраст – 14-15 лет.

Что является не менее важным, чем работа с психикой?
– Самое главное, чтобы дети смогли выравняться в образовательном процессе. Как только у ребенка не будет понимания предмета, он начнет искать выход: «Лучше прогуляю, чем получу двойку». СОРы, СОЧи – очень тяжелая вещь. Но есть и положительные результаты. В Актюбинске изначально ПМПК давала рекомендацию посадить девочку в 3-ий класс, но, позанимавшись с ней все лето на дополнительных занятиях, ребенка посадили в 5-ый класс. Она с отличием окончила четверть. Вопросы педагогической деятельности играют важную роль, но самое главное для детей – мирное небо над головой.

Ольга Викторовна, благодарим за интересную беседу!

Ботагоз ШАЙХИНА

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*