Открытость и прозрачность – главный приоритет

Обеспечению прав и безопасности граждан в ежегодных Посланиях Президента РК отводится одна из приоритетных позиций. Поэтому реформирование государственных структур, уполномоченных соблюдать конституционные гарантии казахстанцев, продолжается. Среди многочисленных условий эффективности проведения этой работы – искоренение коррупции и повышение доверия к правоохранительным органам.
«Чистотой» рядов полицейской службы в Департаменте полиции Акмолинской области занимаются на системной основе. При этом учитываются и применяются новые, самые актуальные способы и методики профилактики, выявления и пресечения правонарушений. Об этом рассказывает начальник управления собственной безопасности (УСБ) ДП Ержан Байтурсунов.
Ержан Шапиевич, прошло уже более 20 лет с момента образования службы по работе с личным составом. Что главным образом изменилось за это время в системе органов собственной безопасности?
– Неизменным остался приоритет по защите конституционных прав и свобод граждан, а также соблюдению личным составом дисциплины и законности. В последнее время больше внимания уделяется открытости, прозрачности работы правоохранительных органов. Кроме того, активно ведется взаимодействие с общественностью. Управление собственной безопасности имеет свои аккаунты во всех популярных социальных сетях и мессенджерах: Instagram, Facebook, WhatsApp и других. С помощью этих современных коммуникационных технологий граждане напрямую могут обращаться к руководству управления. Это гарантия того, что любая жалоба и заявление будут рассмотрены без проволочек под моим личным контролем.
Какова динамика нарушений законодательства сотрудниками правоохранительной системы?
– Должен заверить, что ежегодно констатируется снижение числа преступлений и правонарушений, совершенных полицейскими. Но, к сожалению, об абсолютной чистоте рядов говорить еще не приходится. Исходя из этого факта, профилактические и рейдовые мероприятия, негласные проверки сотрудников не стали менее актуальными. Все они направлены на повышение служебной дисциплины и соблюдение антикоррупционного законодательства.
Что в большей степени повлияло на тенденцию к снижению правонарушений: профилактическая работа, выявляемость или проведенные реформы в части повышения заработных плат и аттестационных кампаний?
– Этому поспособствовала комплексная модернизация правоохранительной системы. Повышение уровня жизни сотрудников – оплата труда, доступность жилья и другое – в значительной мере помогло противостоять коррупционным соблазнам. За счет проведенных аттестаций уже на начальном этапе были отсеяны недобросовестные сотрудники. Многие функции, к примеру регистрация транспорта и выдача водительских удостоверений, переданы в корпорацию «Правительство для граждан». Кроме того, реализуются ведомственная Антикоррупционная программа на 2018-2020 годы, а также отраслевая программа по реализации Антикоррупционной стратегии на 2015-2025 годы, которые предусматривают новые тактические методы по выявлению и пресечению правонарушений.
В нынешнем Послании Президента отмечено, что дальнейшее реформирование правоохранительной системы предусматривает пересмотр уровня заработных плат, жилищных вопросов, создание фронт-офисов. Насколько такие меры приблизят нас к цели – полностью искоренить коррупцию?
– В нынешнем Послании Президента для государственных органов, в том числе и Министерства внутренних дел, главными приоритетами определены: общественный диалог, открытость, оперативное реагирование на нужды людей. Поэтому первостепенной задачей сегодня является общественный контроль, основанный на обратной связи с населением. Для этого работает телефон доверия МВД (1402) и телефон доверия УСБ ДП (25-03-60), Instagram – @usb_aqmolapd, Facebook – Управление собственной безопасности, WhatsApp – +7-778-995-37-89. Осуществляется и ежедневный личный прием граждан.
Расскажите о работе телефона доверия: сколько поступает жалоб и обращений от граждан, какой процент из них подтверждается. Как часто проводится личный прием граждан, какие проблемы в основном обнаруживаются?
– Телефон доверия, по которому гражданин может оставить жалобу или обращение, доказал свою эффективность. Ежемесячно посредством этого канала к нам обращается в среднем 10 человек. Несмотря на то, что законом установлено рассмотрение обращения в течение месяца, мы стараемся разобраться с ним за 1-2 суток. Действенной мерой является и личный прием граждан. Мной он проводится ежедневно, в любое время. Меры реагирования при прямом обращении более оперативны. Могу сказать, что по результатам работы приема граждан есть факты привлечения сотрудников к административной, дисциплинарной и уголовной ответственности.
Чаще всего люди жалуются на нетактичное обращение, превышение должностных полномочий, выражают несогласие с привлечением к ответственности, волокиту, вымогательство и многое другое. Вместе с тем нередки факты банального оговора сотрудников полиции гражданами, которые во что бы то ни стало стремятся избежать наказания.
Какова дальнейшая судьба сотрудников, чья виновность была подтверждена?
– Если доказано грубое нарушение служебной дисциплины или проступка, дискредитирующего правоохранительный орган, то в обязательном порядке сотрудника увольняют без права восстановления на службе, а его руководителей привлекают к различным видам дисциплинарной ответственности.
– Для борьбы с коррупцией в любой структуре, будь она государственная или частная, важны эффективный контроль и понимание того, что наказание неизбежно. Говоря о полицейской службе, какие основные принципы управления и воздействия можно назвать.
– Одним из новых, действенных методов работы является принцип всеобщего порицания. Стали практиковаться офицерские и полицейские собрания, где рассматриваются нарушения сотрудников в присутствии личного состава департамента. Более того, одной из эффективных мер по профилактике нарушений законности стала процедура участия полицейских на оглашении судебных приговоров в отношении их бывших коллег. Это служит наглядным примером того, как, допустив ошибку, можно лишиться не только работы, но и свободы.
Как помогают сегодня в вашей работе современные компьютерные технологии?
–Благодаря, например, камерам видеонаблюдения есть возможность не только фиксировать нарушения рядовых граждан, но и самих полицейских. Это помогает делать объективную и справедливую оценку случившемуся факту. Наличие у дорожных и постовых полицейских видеожетонов оказало значительное влияние на служебную дисциплину сотрудников. Эти аппараты должны быть включены на протяжении всего периода несения службы для фиксации всех действий как сотрудников, так и граждан. В случае их неиспользования полицейские несут дисциплинарную ответственность. Также контроль за деятельностью полицейских сегодня осуществляется посредством GPS-навигаторов, чтобы патрульный автомобиль не отклонялся от заданного маршрута и не простаивал без работы.
Каким образом проводится работа в районных отделениях полиции?
– В территориальных подразделениях с личным составом работают заместители начальников по кадровой политике. Помимо этого, сотрудники УСБ выезжают в районы для проведения рейдов и профилактической работы, оказывают практическую помощь и проверяют деятельность полицейских на предмет нарушения законности, информируют о уже случившихся прецедентах с целью недопущения их повторения.
–Расскажите, какие они, ваши сотрудники, которые заботятся о престиже полицейской формы, а значит, и доверии к ней казахстанцев.
– Все работники управления собственной безопасности назначаются приказом министра внутренних дел республики и только после тщательной проверки. Но, как и другие полицейские, они должны быть справедливыми, вежливыми, корректными, они не должны давать повода для критики, обязаны соблюдать служебную дисциплину и добросовестно исполнять свои обязанности.
Можно ли говорить о выросшем доверии к полиции со стороны населения?
– Когда новостные ленты и социальные сети пестрят видеороликами с полицейскими в главной роли, рассуждать о полном доверии казахстанцев к правоохранительной системе бессмысленно. В большинстве случаев эмоции, вызываемые информационным контентом, превалируют над рациональным мышлением. Но тем не менее первым делом при каком-либо происшествии люди обращаются в полицию, а ее сотрудники всегда приходят на помощь. И чтобы доверие к полиции у населения пребывало всегда, а не только в экстренных ситуациях, мы стараемся быть еще ближе к населению: действуют аккаунты в соцсетях, создаются фронт-офисы. Мы рассматриваем любое обращение, в любое время готовы слышать и слушать казахстанцев, принимать самые жесткие меры в отношении нечестных сотрудников, а после информировать об этом общественность, что еще раз подтверждает открытость нашей системы.

Пресс-служба ДП Акмолинской области

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*