NEET: новая категория молодежи

Одной из проблем современного общества является наличие определенной доли населения, которая не занята в сферах образования и труда. Если определенные группы населения не включены в сферу занятости, они не способны сами обеспечивать себя ресурсами для своей жизнедеятельности. Главным образом данная проблема касается молодежи, статус которой определяется по месту учебы, работы или по факту их отсутствия. Она входит в категорию NEET. Основу статьи составляет аналитический доклад «Социологический портрет молодежи NEET в Казахстане» по итогам социологического исследования, проведенного научно-исследовательским центром в первом полугодии 2019 года по заказу МИОР РК.

Кто они?
Термином NEET (от англ. Not in Education, Employment, or Training) обозначается молодежь в возрасте, установленном в законодательстве, которая не учится, не работает и не повышает свою квалификацию.
Впервые выражение NEET, «молодежь NEET» или «поколение NEET» было употреблено в Великобритании, а затем распространилось на другие страны Европы, в Японию, Южную Корею и Тайвань. В Испании, Мексике, Аргентине и Уругвае то же явление описывается акронимом «ни-ни» (niestudia, nitrabaja), в Бразилии – эквивалентом nem – nem. В США также употребителен термин disconnected youth (буквально – отключенная, неактивная молодежь). В Японии наряду с NEET изучается явление «хикки» или «хикикомори» – это молодые люди, подвергшие себя полной или частичной социальной изоляции, ограничившие по минимуму свое общение с внешним миром. В последнее время в Японии также получила распространение аббревиатура SNEP (Solitary Non-Employed Persons), описывающая людей от 20 до 59 лет, не работающих, не состоящих в браке и не желающих ни с кем общаться.
Кроме того, в Отчете Международной организации труда Global Employment Trends for Youth за 2013 год встречается термин NLFET (neither in the labour force nor in education or training), который схож с NEET, но исключает безработную молодежь, являющуюся частью рабочей силы (экономически активная молодежь).
Важной проблемой, влияющей на рост численности молодежи категории NEET во многих странах, выступает несоответствие полученного образования требованиям рынка труда. Знания, квалификация, компетентность, практические навыки, получаемые молодежью в процессе обучения в образовательных учреждениях, не способствуют успешной интеграции в рабочий процесс.

Картина в мире
По данным, опубликованным в Молодежной стратегии ПРООН на 2014-2017 годы, нынешнее поколение молодежи – самое многочисленное за всю историю человечества. Более 60 % населения многих стран, в которых ПРООН осуществляет свои программы, – это молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет. Они составляют 37 % мирового населения трудоспособного возраста, а их доля среди безработных – 60 %. До двух трети молодых жителей развивающихся стран либо вообще не имеют работы и не учатся, либо работают на постоянной основе в неформальном секторе. Весьма остро стоит проблема молодежной безработицы и в странах с развитой экономикой. В двух третях из этих стран уровень молодежной безработицы достигает 15 %.
Все увеличивающаяся скорость общественных изменений, усугубляющихся последствиями мирового финансового кризиса, локальными конфликтами, экологическими проблемами, выталкивает молодежь, озадаченную поиском достойного места в мире, в авангард общественно-политических и социальных трансформационных процессов, что не всегда происходит в мирном русле. События последних лет на Ближнем Востоке, «арабская весна», ИГИЛ, «цветные революции» на постсоветском пространстве, беспорядки в Юго-Восточной Азии, акции протеста в России, в ряде европейских стран и США происходили при активном участии молодежи. Анализ зарубежных источников, новостей и статей в СМИ, посвященных молодежной проблематике, свидетельствует о том, что все страны мира, как развитые, так и развивающиеся, сталкиваются с похожими вызовами, связанными с вопросами социализации и адаптации молодежи. Повсеместно идет поиск наиболее эффективных механизмов и форматов работы с этой социально-демографической группой.

…в Казахстане
Несмотря на низкий уровень безработицы среди молодежи по данным статистики за 2018 год за IV квартал, доля молодежи NEET в Казахстане – 7,0 % от всей численности молодежи. Среднее количество доли молодежи NEET в Казахстане за 2018 год составляет 7,8 %.
Согласно данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан, доля молодых людей категории NEET в Казахстане за второй квартал 2018 года составила 8,9 %. Более того, в ряде областей данный показатель превышает республиканский уровень, например: в Актюбинской области – 13,5 %, Карагандинской – 12,9 %, столице – 11,9 %. Вместе с тем за последние пять лет наблюдается значительное снижение доли NEET молодежи, в частности в таких областях, как Западно-Казахстанская, Костанайская, Павлодарская, Северо-Казахстанская, Восточно-Казахстанская.
По результатам исследования были сделаны следующие выводы:
Во-первых, субъективная оценка социального самочувствия молодежи NEET в Казахстане определяется как достаточно удовлетворительная, социальное настроение большей части опрошенных за последние 3 месяца характеризуется положительно (т. е. молодежь проявляет активность, позитив, спокойствие). Ориентируясь на свое ближайшее будущее, опрошенная молодежь преисполнена надежд и уверенности. В то же время беспокойство и тревога характерны для каждого десятого респондента. Существуют отдельные группы молодых людей, испытывающих определенную фрустрацию и низко оценивающих качество собственной жизни.
В главную тройку проблем, вызывающих беспокойство, респонденты отнесли проблемы экономического характера (рост цен, низкий уровень дохода (чаще – его отсутствие) и проблему безработицы. Высокая стоимость высшего образования и отсутствие собственного жилья занимают четвертую и пятую позицию в рейтинге проблем молодежи NEET в Казахстане.
Надежным тылом для молодежи NEET в данное время являются их родители, на поддержку которых они рассчитывают в трудных жизненных обстоятельствах. При этом поддержка понимается не только как моральная составляющая, но и в качестве экономического компонента. Так, основным источником дохода в семьях молодежи NEET является помощь родителей. На средства других членов семьи живут еще 1/3 часть респондентов. Собственные неофициальные заработки имеются лишь у каждого четвертого участника исследования. Во-вторых, молодые люди ориентируются на помощь друзей, особенно это характерно для мужчин. Женщины же в подобных ситуациях надеются на поддержку супруга (любимого человека).
Анализируя уровень материального благосостояния семей молодежи NEET, однозначно можно говорить об их исключении из групп, характеризующихся высоким достатком, и семей, находящихся за чертой бедности. Для каждого второго случая характерна ситуация, когда «денег хватает на питание и одежду, но покупка товаров длительного пользования затруднительна». Согласно собственным оценкам респондентов казахстанская молодежь категории NEET имеет достаточно положительную кредитную историю, большая часть из них не имеет кредитов, остальные же располагают необходимыми средствами, чтобы рассчитываться вовремя.
Если говорить о различного рода аддикциях, присущих молодежи NEET, то можно говорить об ежедневном присутствии в повседневности молодых людей социальных сетей. 1/3 доля молодежи NEET каждый день играет в виртуальные игры. Курение как ежедневная практика характерна для каждого десятого опрошенного. В то же время большинство участников исследования не курят и не употребляют алкоголь. Такие явления, как наркотические вещества, снотворное/антидепрессанты, букмекерские конторы, казино, пользуются в молодежной среде NEET наименьшей популярностью.
Во-вторых, одним из важных исследуемых показателей стало изучение условий социализации молодых людей в семье и школьных коллективах. Исследование показало, что у большей части опрошенных имелись достаточно хорошие стартовые позиции: полная семья, наличие родных братьев и сестер, крепкие взаимоотношения между членами семьи. Первичная социализация в условиях неполной семьи характерна для 16,7 % молодежи NEET.
Каждая вторая семья характеризуется как равноправная, отношения между родителями основаны на демократических принципах. Патриархальный тип семьи встречался в 1/3 доле случаев от общего числа опрошенных.
Большинство молодых людей NEET проходят стандартные каналы вторичной социализации – учеба в школе, некоторые после 9 класса пошли в колледжи, другие, окончив 11 класс, поступили в университеты.
Говоря об образовательном уровне казахстанской молодежи NEET, трудно в данном случае быть однозначным. В компаративном отношении преобладают представители со средним и средним специальным образованием. Но в то же время 1/5 доля респондентов на момент опроса имели незаконченное среднее образование. Вместе с тем каждый пятый респондент в ходе опроса указал, что окончил вуз.
Успеваемость молодежи NEET в школе в основном оценивалась на отлично и хорошо. Из них обладателями хорошей успеваемости в 2 раза чаще являлись женщины. Эмоциональный интеллект молодежи NEET можно определить как высокий. Так как лишь у 3,9 % опрошенных в процессе обучения возникали конфликты с учителями, одноклассниками на постоянной почве. Большинство (59,7 %) констатирует исключительно положительные взаимоотношения со сверстниками и педагогами. Посещение внеучебных мероприятий не является свойственным для опрошенной молодежи. Регулярность посещения кружков и секций была характерна только для 36,6 % опрошенных.
Что касается стратегии life-longlearning – обучение в течение жизни, или непрерывное образование, то она не является актуальной в молодежной среде NEET, так как превалирующее число опрошенных не намерены учиться и повышать свое образование и компетенции.
В-третьих, процесс выбора профессии молодыми людьми можно назвать рациональным. Выбирая профессию, респонденты ориентируются на три главных фактора: востребованность специальности, достойная оплата труда и наличие имеющихся талантов и способностей. Кроме этого, молодые люди, выбирая будущую профессию, ориентируются на мнения родителей и педагогов. В то же время имеет место наличие случаев необдуманного характера выбора профессии среди молодежи NEET и эффект слепого следования или подражания значимым близким, единомышленникам, друзьям, но данные кейсы нельзя назвать массовыми.
Основными препятствиями для получения образования в Казахстане являются как объективные, так и субъективные факторы. Так, в числе таковых респонденты назвали отсутствие квалифицированных педагогов, коррумпированность образовательной среды, неосознанный выбор профессии и низкая мотивация самих учащихся.
В-четвертых, казахстанскую молодежь категории NEET можно классифицировать по длительности пребывания в группе NEET на длительно безработных (не работают и не учатся на протяжении нескольких лет) и краткосрочно безработных. В структуре казахстанской молодежи NEET преобладает экономически неактивная молодежь в связи с выполнением семейных обязанностей, которые и составляют основную долю длительно безработных. Остальные являются краткосрочно безработными (пребывающие в этом статусе менее года). При этом центральным фактором попадания в группу NEET является наличие маленьких детей, отсутствие возможности получить образование и субъективное «довольство» молодежью случайными заработками. Основным препятствием для трудоустройства опрошенных является низкая заработная плата и отсутствие опыта работы. Третьим в рейтинге главных барьеров расположился ответ «отсутствие рабочих мест в районе проживания». В числе субъективных причин можно назвать отсутствие желания, заинтересованности самой молодежи в трудоустройстве, их патерналистские настроения, иногда излишне высокие амбиции и т. д.
В-пятых, самыми узнаваемыми государственными программами по поддержке молодежи среди участников опроса является программа «С дипломом – в село», «Молодежная практика», «Жасыл ел», международная стипендия «Болашак». Минимальный уровень осведомленности молодежи NEET диагностируется относительно следующих государственных программ по трудоустройству: «Молодежный кадровый резерв», «Программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы», «Проект развития молодежного корпуса «ZhasProject».
О государственных программах по трудоустройству опрошенные узнают в первую очередь через СМИ. Вторым по распространенности источником информации для молодежи NEET является социальное окружение. 1/5 часть респондентов узнают о возможности трудоустроиться через государственные программы от своих преподавателей, учителей. Также исследование выявило низкий уровень функциональности специализированных институтов по трудоустройству населения. Так, одним из наименее популярных источников информации о государственных программах является Центр занятости. В то же время, несмотря на средний уровень информированности молодежи NEET о возможностях государственных программ, процент участия молодежи в них не превышает от 5,5 % от общего числа.

Пути решения проблемы
Учитывая результаты, полученные в ходе социологического исследования, в целях улучшения социального самочувствия молодежи категории NEET в Казахстане рекомендуется ориентировать государственную молодежную политику на долговременную целевую работу с различными группами молодежи, выделяя их по различным критериям: работающая молодежь, молодые семьи, молодые предприниматели, молодежь NEET и т. д. Кроме того, необходима активизация работы по проведению информационных мероприятий по месту проживания молодежи на предмет ознакомления с функционирующими в Казахстане различными государственными программами по трудоустройству и поддержке молодежи. Немаловажным шагом в целях уменьшения процента молодежи данной категории было бы внедрение дуальной модели обучения не только в организациях среднего специального образования, но и в высшей школе. Необходима реализация концепции life-longlearning на уровне центральных государственных органов в виде выделения грантов и финансирования высшего образования и социальных проектов, открытия факультетов непрерывного образования на базе вузов, инвестиций в педагогические инновации. Нужно активизировать деятельность молодежных бирж труда в виде разъяснительных мероприятий по применению различных эффективных стратегий поиска работы. Можно также рассмотреть и утвердить в качестве законодательной нормы участие государства в трудоустройстве выпускников вузов и колледжей после окончания ими учебных заведений в виде гарантирования им первого рабочего места.

Ботагоз ШАЙХИНА

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*