Новый формат несения службы

В Акмолинской области начала работать новая система контроля за состоянием безопасности дорожного движения. Ее автор – начальник ДП генерал Берик Билялов. Он запретил закостенелую отчетность полицейских в виде «палок» и «галок», сменив их на «мягкую силу» в отношении водителей, то есть страж порядка становится больше партнером водителя, чем придирчивым инспектором.
Нашим водителям только отпусти вожжи, такие гонки на автотрассах устроят, мама не горюй. Куда подевались инспекторы, их нет на улицах, на трассах – спрашивают друг друга местные жители и делают скоропалительные выводы: что теперь будет, что будем делать – гадать не беремся, лучше сообщим, что есть.
За 8 месяцев текущего года за управление транспортом в состоянии опьянения задержан 1191 водитель, что гораздо меньше в сравнении с прошлым годом на 736 фактов. Несомненно, достойная статистика. Заметное снижение нарушений произошло касательно использования ремней безопасности, мобильных телефонов, предоставления преимущества пешеходам. Они же стали более дисциплинированными, привлечено к ответственности всего 7611 человек против 9124 в прошлом году.
Рост нарушений ПДД произошел за превышение установленной скорости. Лихачество на дорогах – болезнь века. Наиболее трудно дисциплинировать именно в этой номинации. А тут еще запретили использовать радары в населенных пунктах, куда большая часть правонарушений и перекочевала. Требования к патрульной полиции ужесточается, полномочия снижаются – такова реальность сегодняшнего дня.
Как выйти из нее победителем – над этой проблемой усиленно работает руководство Акмолинского департамента полиции, тем более у полицейских нет волшебной палочки. Жезлы – и те забрали, остается воспитательная работа, профилактика и еще раз профилактика. Недавно жезлы вернули в эксплуатацию. Но их используют только при регулировке движения. Созвучные голоса раздаются и в верхних эшелонах власти, вместо того чтобы дисциплинировать водителей, их подводят под штрафы, заявляют законодатели, поговаривая о дальнейшей демократизации правил на дорогах.
Все верно, за «галки» и «палки» сотрудники получают премии, очередные звания. Кроме того, выявляемость является главным оправдательным звеном их не всегда успешной работы. Теперь все это предстоит отправить в архив, меняя тактику и стратегию контроля за безопасностью дорожного движения.
Дисциплинированность водителей – ключевая фраза в дорожном ноу-хау. Возникает вопрос: каким образом? Если на него отвечать, следуя логике, то не обойтись без ужесточения наказаний, но это те же штрафные санкции. Выходит, против чего боролись, на то и напоролись. Однако давайте обо всем по порядку.
Ждать быстрых результатов от новой системы контроля, конечно же, наивно. Как известно, успех часто достигается методом проб и ошибок. И тем не менее уповать на это не будем, лучше обратим внимание на то, как патрульная полиция начинает строить более доверительные отношения с водительским составом. На этом самом доверии основывается методика «мягкой силы».
Проходит она обкатку в населенных пунктах и вот почему. Именно населенные пункты портят статистику ДТП в регионе. Туда сместился эпицентр нарушений, в принципе, что и следовало ожидать. Основные силы патрульной полиции прежде сосредотачивались на автотрассах, где чаще всего совершались дорожно-транспортные происшествия, причем с летальными исходами. Населенные пункты оставались в ослабленном поле зрения, что сразу сказалось на текущих и конечных результатах.
Пришлось срочно менять тактику, делая основную ставку на ту же «мягкую силу». Рост ДТП наметился в Кокшетау, правда, при резком снижении летальных исходов. Новую систему контроля за безопасностью дорожного движения хочется увидеть своими глазами. Отправляюсь в рейд с командиром батальона патрульной службы Балгабеком Мустафиным.
От него же узнаю: днем в городе работает 7 экипажей, ночью 8. Кроме того, задействованы 5 стационарных постов и 15 пеших нарядов. Установленная в машине рация не умолкает ни на минуту. Приятно удивляют технические возможности патрульной полиции. В считанные секунды на автомониторе высвечивается, считай, вся биография нарушителя. Меры принимаются не то что по горячим следам, даже опережая их.
При въезде в Кокшетау встречается мобильный пункт патрульной полиции, в области таких три. Их задача выявлять должников государства: налоги, алименты, уплата штрафов и так далее. Мобильный пункт чем-то напоминает телецентр на колесах, мимо которого, образно говоря, муха не пролетит, имея перед государством непогашенную задолженность.
В чем убедились тут же. На мониторе из сплошного потока машин высвечивается номер 0246. Оказывается, решением суда машина находится под арестом, сообщает электронный оператор. Раздается команда: задержать. Через минуту разговариваем с водителем-должником. Вначале не было денег, потом времени, объяснял он инспектору мобильного пункта, сегодня же штраф за превышение скорости погашу.
Разговор идет в вежливой форме, водителю напоминают о его гражданском долге, к чему приводит высокая скорость на дороге, после чего вручают уведомление, где подробно расписаны его дальнейшие действия. Внимание: люди в погонах извиняются за причиненное беспокойство, хотя все должно быть наоборот, проштрафились не они, а водитель, высказывают пожелание больше не нарушать ПДД, желают счастливого пути. В этот момент мне почему-то показалось, что корректная форма общения полицейских с нарушителем подействовала на него куда больше, нежели надменный нравоучительный тон, часто переходящий в обыкновенную грубость.
Как выяснилось позже, совесть у него и вправду проснулась, заплатил штраф в тот же день. Для себя делаю запись: элементы «мягкой силы» уже просматриваются. Да и польза от мобильных пунктов очевидна.
По рации приходит очередное сообщение: проехал джип, водитель и пассажир не пристегнуты. Догоняем, выясняем обстоятельства, хотя и так ясно, не пристегнут – значит нарушил.
Но сегодня не тот день, желательно докопаться до истины. Водитель извиняется, ведет себя адекватно. Думал о другом, забыл пристегнуться, объясняет он, подобное больше не повторится. Уезжает с предупреждением, протокол составлять не стали. Повторится или не повторится – на его совести.
Буквально через минуту выявлен новый нарушитель, припарковался в запрещенном месте. Водитель приехал из России, говорит, знак не заметил. Комбат делает ему внушение и отпускает с миром. Дорожный знак действительно из-за деревьев едва просматривался.
Накануне беседовал с начальником местной полицейской службы области полковником Сериком Баймукановым. Комментируя свое отношение к «мягкой силе», наряду с другими мерами он упомянул как раз об обновлении дорожных знаков, увеличении количества «лежачих полицейских», а также об увеличении количества агитационных материалов на тему дорожной безопасности.
Кстати, любопытная реакция последовала от гостя из России. Когда его предупредили и отпустили без наказания, он произнес: «У нас бы без разговоров штраф выписали, вызвав внутреннюю озлобленность». На примере многих знаю, хорошее отношение, человеческий язык действует куда эффективнее, чем драконовские меры.
Проезд на красный свет, да и еще на пешеходном переходе – нарушение более чем серьезное. Спешим к водителю, который его совершил. За рулем старенькой иномарки женщина в годах, приехала в Кокшетау в больницу из соседней деревни. Сидит поникшая, слезы на глазах. Не знаю, как получилось, объясняет она, думала, успею, потом было уже поздно тормозить. Хорошо, что все хорошо закончилось, а так бы дров можно наломать много.
Женщина готова уплатить штраф, извиниться перед пешеходами, кается, лица не видно. Вспомнил слова начальника ДП генерала Билялова: «Приедет на центральный рынок пенсионер из деревни, припаркуется в неположенном, но удобном для него месте, к нему тут же на всех парах патрульный экипаж, почувствовав «добычу». Дополнительная «палка» всегда пригодится. В таком случае помочь человеку надо, а не думать о наказании».
У читателя, пожалуй, может сложиться мнение, это при журналисте патрульная полиция такая добрая и вежливая, в других случаях она живота не щадит ради «палок» и «галок». Докладываю, несколько водителей отпущены с миром, к ним применены профилактические меры. Несколько наказаны за явное превышение скорости, да и вели себя вызывающе. Согласитесь, ситуации разные бывают и подходы должны быть разные. Одно могу сказать, «мягкая сила» предусматривает более долгосрочные стимулы для сотрудников патрульной полиции, главным из которых является дорожная безопасность. Нет ДТП на вверенном участке – получай премию, благодарности. Наметился рост – и не мечтай о поощрениях, скорее взыскание можешь схлопотать.
При таком стиле работы, хочешь ты этого или не хочешь, поведение сотрудников патрульной полиции становится другим, более понимающим и лояльным. Пробежит искра доверия между водителем и инспектором, возникнет взаимопонимание, и, как следствие, нарушений ПДД станет меньше, подводить друг друга никто не захочет.
Впрочем, сегодня на доверие населения работает вся акмолинская полиция, патрульная не может быть исключением.

Александр СЕРГЕЕВ,
г. Кокшетау

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*