Новые услуги миграционной службы

В Казахстане реализуется пилотный проект по взаимодействию Министерства внутренних дел и НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по оказанию государственной услуги – регистрация по месту жительства и снятие с регистрации граждан.
Отныне эта работа станет прерогативой непосредственно сотрудников центров обслуживания населения. Ранее данная услуга оказывалась в ЦОНах сотрудниками миграционной службы.
Для удобства населения
Как отметил начальник управления миграционной службы ДП г. Нур-Султана подполковник полиции Арман Баймухамет, эта мера предпринимается для повышения эффективности предоставления госуслуг населению, заключающаяся в сокращении времени ожидания очереди, а также в снижении рабочей нагрузки на сотрудников. Пилотный проект запущен 11 июня на базе ЦОНа в г. Нур-Султане по адресу: улица Тәуелсіздік, 32. На первоначальном этапе представители миграционной службы будут проводить обучение для работников ЦОНа. Освободившихся в результате внедрения этого нововведения сотрудников планируется перевести на другие линии работ по оказанию госуслуг населению. Это позволит повысить качество работы миграционной службы, которая в связи с наступлением лета и периода отпусков становится наиболее востребованной: увеличивается количество желающих оформить загранпаспорта, вклеить фотографию ребенка в свой паспорт и т. д.
…И туристов
Казахстан – страна с огромным туристическим потенциалом, что делает ее весьма привлекательной для иностранцев. Любителей путешествовать не оставляют равнодушными наши изумительные каньоны, национальные природные парки с разнообразной флорой и фауной, древние города и уникальные мавзолеи. Объекты, наиболее посещаемые туристами, являются не только предметами гордости Казахстана, но и средством привлечения в страну инвестиций для ее активного развития и роста.
Поэтому с апреля этого года по поручению министра внутренних дел Ерлана Тургумбаева в Казахстане было создано специальное подразделение, задачи которого заключаются в работе с иностранными гражданами и обеспечении их безопасности на основных туристических объектах, – туристская полиция. 65 человек задействованы в работе в гг. Нур-Султане, Алматы, а также в Алматинской, Акмолинской, Восточно-Казахстанской и Туркестанской областях. Как отметил Арман Баймухамет по итогам работы нового подразделения, за время его существования не было зафиксировано ни одного преступления, совершенного иностранными гражданами, а также в отношении них. Это говорит об актуальности и своевременности данной инициативы главы МВД.
– Главным требованием для кандидатов в туристскую полицию было, во-первых, знание английского языка. Также немало внимания уделялось морально-деловым качествам, уровню коммуникабельности, внешнему виду, – отметил Арман Баймухамет.
По его мнению, быть в составе новой структуры полиции – это не только интересно, но и престижно. Заработная плата у них будет на порядок выше, чем у их коллег. Но и ответственности больше – кроме основной деятельности по обеспечению общественного порядка, сотрудники туристской полиции должны знать историю Казахстана, быть максимально корректными, чтобы у иностранных гостей сложились приятные впечатления о нашей стране. Для этого на безвозмездной основе налажено сотрудничество с Казахстанской ассоциацией гостиниц и ресторанов.
Для совершенствования английского языка три раза в неделю сотрудники туристской полиции посещают языковые курсы. А во время патрулирования при них имеются ситуационные словари иностранных языков, загруженные в планшеты.
Туристская полиция оснащена электромобилями и гироскутерами, а также видеорегистраторами и планшетами.
18 услуг из 33
Эти цифры привел наш собеседник, говоря о деятельности УМС столичного департамента полиции. Здесь нужно отметить, что все полицейские службы страны оказывают населению 33 наименования государственных услуг и 18 из них находятся в компетенции сотрудников миграционной службы.
– Наша работа подразделяется на два направления: работа с внутренними мигрантами и работа с нерезидентами. Зачастую иностранные граждане прибывают в Казахстан в частных целях или для осуществления трудовой деятельности, – отметил Арман Робертович.
Как показывает статистика, для заработка в основном приезжают граждане ближнего зарубежья: Таджикистана, Азербаджана и Узбекистана. Причем последние в подавляющем большинстве – 80 % от общего количества. Приезжая на сезонные работы, они оформляют трудовые патенты сроком до 1 года.
Также в прерогативе миграционной службы такие услуги, как оформление приглашений для иностранцев, выдача и продление виз. Кроме этого, в обязанности сотрудников УМС входят контроль за соблюдением прибывшими в страну иностранными гражданами миграционного законодательства. В случае нарушения гостей из-за рубежа ждут штрафы или выдворение с арестом из страны. Мера наказания, по словам начальника УМС, зависит от санкции статьи, по которой иностранец привлекается к ответственности. Немалая ответственность ложится и на долю принимающей стороны.
Нужны центры по реадмиссии и миграционных услуг
Несмотря на внушительный перечень функций управления миграционной службы, в его деятельности имеется ряд проблем, от решения которых зависят и условия работы сотрудников, и качество предоставления услуг населению.
И одно из важных в этой череде – перегруженность центра миграционных услуг, который в качестве пилотного проекта был запущен в Алматинском районе столицы в конце 2017 года. С марта 2019 года здесь оказывают услуги по всему городу. Разумеется, функционал центра не выдерживает большого потока посетителей и требует разгрузки. Наличие центров миграционных услуг в каждом районе г. Нур-Султана позволило бы повысить оперативность оказания услуг населению.
Второй не менее актуальный вопрос на повестке МВД – это создание центра по реадмиссии – временному содержанию иностранных граждан. По словам Армана Робертовича, такие меры практикуются во многих зарубежных странах. Из ближнего зарубежья они есть в России и Азербайджане.
– Центр для временного содержания иностранных граждан позволил бы нам уменьшить число совершаемых правонарушений иностранными гражданами, оказать им правовую помощь и способствовать скорейшему возвращению на свою родину, – сказал Арман Баймухамет.
В отличие от депортации в ходе реадмиссии нарушителя высылают не в страну, гражданством которой он обладает, а в ту страну, откуда он прибыл. По мнениям специалистов, такой метод занимает значительно меньше времени, так как нет необходимости дожидаться решения принимающей стороны. Также важно отметить, что реадмиссия менее затратна, чем депортация, так как государству не приходится долго содержать нелегала на своей территории.
На данный момент подготовительные работы по открытию центра по реадмиссии в Казахстане находятся на стадии разработки нормативно-правовой базы, регламентирующей его деятельность.
Цифровизация в миграционных процессах
Цифровизация, активно проводимая практически во всех сферах общества, также является одним из важных направлений в работе управления миграционной службы.
В частности, для граждан Казахстана через портал eGov при наличии ЭЦП есть возможность оформить регистрацию не выходя из дома. Что касается внешних мигрантов, то для их регистрации онлайн доступен визово-миграционный портал.

Гулжанат ЖУБАНИЯЗОВА,
фото Каната КУЛЬБАЕВА

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*