Романтик советской милиции

Кемел Айткалиевич Жумашев – председатель Фонда социальной поддержки сотрудников органов внутренних дел, полковник милиции, почетный ветеран МВД РК. В числе обширных знакомств Кемеля Айткалиевича – видные писатели, поэты, журналисты и другие общественные деятели Казахстана. Мы встретились с Кемелем Айткалиевичем и побеседовали о выдающемся писателе Советского Казахстана – Кемеле Токаеве.
– Кемел Айткалиевич, как вы можете охарактеризовать творчество Кемеля Токаева?
– Казахстанский детектив много лет назад имел своего зачинателя в лице скромного труженика пера Кемеля Токаева. Как писатель и гражданин Кемель Токаев воспитал читающую молодежь Советского Казахстана в духе патриотизма, в том числе сотрудников правоохранительных органов. По произведениям Кемеля Токаева в послевоенные годы создавались театральные пьесы и ставились кинофильмы. В них героическим и одновременно романтически притягательным персонажем неизменно был сотрудник советской казахской милиции.
– Жизнь писателя была связана со службой в милиции?
– Кемель Токаев никогда не работал в правоохранительных органах. Он был писателем, журналистом, редактором, общественным деятелем и всегда – пламенным патриотом профессии милиционера. Поэтому неслучайно, что за преданность своей теме творчества в зрелые годы он получил награду как действующий сотрудник органов внутренних дел – нагрудный знак «Отличник милиции».
– На каком языке писал Токаев и в каких жанрах известен? Был ли он популярен?
– Как создатель советского приключенческого детектива Кемель Токаев хорошо известен и русскому, и казахскому читателю советского периода. Как автор сложного художественного сюжета – советскому телезрителю, как автор бестселлера «Конец атамана» и поклоннику театра – как автор пьесы «Кто преступник?».
Как человек бескомпромиссный Кемель Токаев весьма походил на своих кристально честных, неспособных к лести героев. Поэтому его жизненный путь был тернист и полон невзгод, начиная с самого детства.
Тем не менее, Кемель Токаев при жизни увидел поклонников своего творчества и благодарных почитателей своего таланта.
– Расскажите, как вы встретились впервые.
– Тогда я работал в Мангыстау. Кемель приехал к нам собирать материал о 28 погибших в этих краях чекистах. Мы, милиционеры, приглашали его на встречи с личным составом городского гарнизона милиции. И он приходил, беседовал с публикой тепло и душевно. Это нравилось людям. От него исходили скромность и обаяние.
– Как называется эта книга?
– Не могу сказать. Судьбу этой книги я не знаю, но помню, что Кемель тогда поехал в Москву и искал материалы к этой книге в архивах. На границе Мангистауской и Актюбинской областей 28 чекистов погибли в неравном бою с белогвардейцами в 1917-1918 годах. Там же и похоронены красные комиссары…
– Есть ли у вас книги Кемеля Токаева, подписанные им лично?
– О да, и многие их них украшены автографами. В моей большой библиотеке книги Кемеля Токаева занимают почетное место. Я –страстный библиофил, у меня хорошая коллекция отечественных изданий. И книги моего друга занимают в ней почетное место.
– Мне думается, вы могли бы дать фору литературоведам в части знания творчества Кемеля Токаева?
– Мне довелось прочесть все его книги, изданные при жизни. Но эти книги читал не только я. Трудно сосчитать, сколько блестяще воспитанных, смелых и хороших людей, прочитав его книги, пришли в милицию, проникнувшись романтикой службы в органах правопорядка. Пришли и стали именно теми благородными, доблестными стражами порядка.
– Кто является основными персонажами произведений писателя? Назовите его книги.
– Это сотрудники казахстанской милиции. А события – ежедневный труд милиционеров. Таковы его повести романы «Ночной выстрел», «Случай в Саргаване», «Таинственный след», «Меченое золото», «Убийство перед закатом» и другие. Для всех них характерны стремительное развитие действия, острота сюжетных ситуаций, мотивы похищений и преследования, тайны и загадки. А еще всем героям в милицейских погонах хотелось подражать, брать с них пример. Это качество писателя хочу подчеркнуть особо. В сегодняшнем искусстве, например, образ милиционера часто совсем иной.
– Расскажите свое видение этой проблемы.
– В сегодняшнем мире жизнь выдвигает нам новые реалии. На постсоветском пространстве появился новый художественный герой – криминальный мафиози. Поле его деятельности – международное пространство. Кто противостоит ему в мире литературы, кино и театра суверенного Казахстана из полицейских? Кто создаст неувядающий, яркий образ современного положительного героя-полицейского, противостоящего вызовам преступного мира? Этот вопрос остается открытым.

Гульнар КУЛЬБЕКОВА,
фото Бека ИМЕКЕШОВА

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*