Между Европой и Азией

Казахстан – это уникальная страна по своему расположению, соединяющая в себе все части света. Данный аспект, конечно же, не может не вызывать гордости. Однако вместе с радостными чувствами на протяжении всего срока независимости страны это и хлопоты, связанные с интеграцией населения, миграционными процессами, основная часть которых лежит на плечах правоохранительных органов.
Начнем с того, что в конце 2016 года Президент страны Нурсултан Назарбаев подписал Указ «О дальнейшем совершенствовании системы государственного управления Республики Казахстан». И Правительству было поручено обеспечить образование Комитета миграционной службы Министерства внутренних дел Республики Казахстан.
Таким образом, реорганизовано Министерство национальной экономики с передачей в Министерство здравоохранения и социального развития некоторых функций и полномочий в области формирования государственной политики в сфере миграции населения.
Кстати, если рассматривать с точки зрения проектов законов, то МВД в данном процессе весомо помогает Общественный совет по вопросам деятельности правоохранительных органов при министерстве под руководством председателя совета, доктора юридических наук, профессора, директора НИИ уголовно-процессуальных исследований и противодействия коррупции и Института научной экспертизы и анализа КазГЮУ Марата Когамова.
Марат Чекишевич отметил, что за всю деятельность совета всего по данному вопросу рассмотрено 363 проекта нормативных правовых актов. В 2016 году – 140, в 2017-м – 176, и с начала этого года – 47 проектов, разрабатываемых МВД. Что примечательно, в данный список входят проекты законов, указов Президента, постановлений Правительства, соглашений, приказов МВД, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, подлежащих регистрации в Министерстве юстиции.
Стоит отметить, что по линии миграционной службы проведена экспертиза 54 проектов НПА за период с 2016 года по настоящее время.
Из числа представленных Комитетом миграционной службы на общественную экспертизу Общественного совета по вопросам деятельности органов внутренних дел проектов нормативно-правовых актов за весь период только по двум внесены рекомендации о внесении изменений и доработок.
В целом нормы получили положительные рекомендации, а также соответствовали действующему праву РК, не содержали коррупциогенных факторов, не закрепляют норм, ограничивающих права и законные интересы человека и гражданина.
Кстати, с точки зрения законотворчества и законодательства, по мнению депутата Мажилиса Магеррама Магеррамова, наша страна весьма адаптирована, чтобы приехать в гости либо устроиться на работу и спокойно заниматься делом. Для этого необходимо всего лишь соблюдение Конституции Казахстана и законов по миграционной линии.
– Миграционная политика позволяет, основываясь на принципах конституционного строя, контролировать и регулировать миграционные потоки, не допускать негативных последствий активно развивающихся миграционных процессов, – отметил Магеррам Мамедович.
Кстати, стоит отметить, что в последний раз в Закон РК «О миграции населения» поправки были внесены лишь в конце 2016 года. Естественно, возникает вопрос, возможно, документ нуждается в некотором изменении?
– Жизнь не стоит на месте, процессы развития идут постоянно, и, конечно же, все эти факторы будут вносить свои корректировки, в том числе в сферу миграционной политики. Однако действующий закон о миграции в целом отвечает современным существующим реалиям и в нем достаточно законодательного потенциала для обеспечения фундаментальных основ государства в сфере миграционной политики, – заверил Магеррам Магеррамович.
Того же мнения и глава миссии Международной организации по миграции в странах Центральной Азии (Казахстане, Кыргызстане, Туркменистане и Узбекистане) Деян Кесерович.
– Что касается новых поправок в миграционном законодательстве Республики Казахстан, то хотелось бы, что они были направлены на решение следующих вопросов: внутренняя миграция, связанная с переселением с юга страны на север; этническая миграция, поддерживающая репатриантов; внешняя миграция, связанная с решением вопросов оттока высококвалифицированных кадров из страны, – подчеркивает Деян Кесерович.
Что примечательно, если взглянуть на карту мира, то многое становится понятно, например, в южной части находятся человеческие ресурсы, на севере – производственные. Примерно так же можно сопоставить аналогию и с Казахстаном.
Все страны севера находятся на грани вымирания, что можно назвать отрицательным демографическим ростом.
– С этой точки зрения миграция – позитивный процесс, а не кризис. Вопрос только в том, как мы будем это все регулировать? – отмечает глава миссии. – Что могут сделать правительства стран Центральной Азии? Что должны предпринимать страны, экспортирующие трудящихся мигрантов? Какую помощь могут предоставить международные организации?
И отвечая на свои же вопросы, Деян Кесерович считает, что нужно усиливать оказание социальной поддержки таким людям.
По данным последнего исследования Международной организации по миграции «Уязвимость мигрантов в потребности интеграции в Центральной Азии», за семь месяцев 2016 года было оформлено свыше 165684 заявлений на работу в Казахстане. При этом выдано 144518 первичных разрешений, 21166 продлены. Если рассматривать в процентном соотношении, то более 94% разрешений на работу у физических лиц получили граждане Узбекистана, 3,5% – Таджикистана, 1,9% – Азербайджана. Стоит отметить, что из них 13413 представительниц прекрасной половины человечества, все остальные – мужчины. Выбор труда, конечно, не густ, поэтому приезжим приходится трудиться в основном в строительном секторе, агропроизводстве, домашнем хозяйстве.
Кстати, большая часть выданных разрешений, по последним данным, приходится на Южно-Казахстанскую область – 20,4%, далее идет Алматинская область – 14,8, сам город Алматы вбирает в себя 12,3, Атырауская – 11,5 и Мангистауская область – 8,2%.
Через систему квот по привлечению иностранной рабочей силы в республику приехало больше всего граждан Китая, Турции и Евросоюза.
А чтобы удержать в стране стабильный рост ВВП на 4 процента, а также войти в тридцатку самых развитых стран, необходимо привлекать сюда людские ресурсы.
Тем более что Казахстан находится в глобальном рынке труда, и это нужно рассматривать с точки зрения тех, кто уезжает, а также тех, кто приезжает.
По мнению представителя Международной организации по миграции, необходимо исследовать внутренний рынок, чтобы оценить потенциал трудовой миграции среди самих граждан Казахстан. Вопрос миграции – это вопрос регулирования трудовых ресурсов.
Кстати, в рамках Стратегии «Казахстан-2050» и новой экономической политики «Нұрлы жол» вопросы внутренней миграции, интеграции этнических репатриантов и привлечение новых трудовых ресурсов по сей день остаются актуальными.
Но с процессом регистрации иностранных граждан Казахстан сделал большой прорыв вперед. Так, в начале этого года, а именно в январе, в Астане прошла торжественная церемония официального открытия миграционного ЦОНа, на которой присутствовали заместитель Премьер-министра РК Аскар Жумагалиев вместе с министром информации и коммуникаций Дауреном Абаевым, председателем Комитета миграционной службы МВД полковником полиции Муратом Кабденовым и начальником ДВД г. Астаны генерал-майором полиции Маратом Кожаевым.
Теперь в столичном центре миграционных услуг, запущенном в пилотном режиме в декабре 2017 года, иностранные граждане получают госуслуги. Их здесь оказывают операторы «Правительства для граждан» вместе с сотрудниками миграционной полиции с применением стандартов центров обслуживания населения: электронной очереди, значительного количества рабочих мест и специалистов по приему заявлений, удобному графику работы.
Стоит отметить, что миграционный ЦОН, который находится по улице Иманова, 31, принимает посетителей с 9 утра до 18.30 вечера, без перерыва на обед. Здесь можно сразу пройти медицинский осмотр, дактилоскопию, оформить страховой полис, а также получить ИИН. Теперь вместо 5 рабочих дней получить разрешение для работы в Астане иностранцы могут за час.
К слову, за 2017 год по Казахстану государственной услугой «Выдача и продление разрешений трудовым иммигрантам» воспользовались более 446 тысяч иностранных граждан.
В Digital-ЦОНе получение госуслуг полностью автоматизировано, без участия операторов. На каждом компьютере установлен интеллектуальный помощник, который выполняет роль айти-консультанта при самостоятельном получении госуслуг гражданами. Это новый формат предоставления госуслуг, в котором граждане самостоятельно подают электронные заявки с помощью пунктов общественного доступа, секторов самообслуживания Connection point и планшетов на специальных стендах-павильонах.
Кроме того, с 20 декабря для повышения цифровой грамотности граждан работает класс обучения. Работники фронт-офиса проводят обучение бесплатно, каждый час, согласно графику с 9.00 до 20.00. Здесь шесть дней в неделю желающие могут повысить навыки пользования порталом электронного правительства и самостоятельного получения госуслуг.
Данное новшество, как считают полицейские, намного сократит проценты, связанные с незаконной миграцией.
Кстати, по поводу последнего, в Акмолинской области сотрудниками подразделения миграционной службы ДВД на постоянной основе проводятся оперативно-профилактические мероприятия «Правопорядок», «Мигрант», «Розыск», «Нелегал». И уже с начала года стражи порядка привлекли к ответственности около 700 иностранцев за нарушение миграционного законодательства, из них за пределы Республики Казахстан выдворен по решению суда 41 иностранец. Кроме того, трое иностранных граждан привлечены к уголовной ответственности за невыполнение решения о выдворении.
И это лишь один пример из общей картины по всей республике.
И ни для кого не секрет, что незаконная миграция является одним из тех общественных процессов, которые способны ока¬зать значительное воздействие на общество, где они развиваются. Поэтому необходимо рассмотреть ее с точки зрения обеспечения национальной и международной безопасности.
Поэтому необходима межведомственная борьба с нелегальной миграцией. Здесь хотелось бы взглянуть на опыт соседских стран. Например, в России иностранцы имеют право проживать в помещениях, в которых они не зарегистрированы, но при соблюдении ряда условий: данное помещение должно быть предоставлено мигранту именно принимающей стороной, которая ранее уже поставила его на учет по своему адресу.
Кроме этого, в законодательстве Российской Федерации появилось определение так называемых «резиновых офисов» – фиктивного учета по месту пребывания. Подобные изменения продиктованы необходимостью: ранее закон никак не регулировал регистрацию в офисных помещениях, ограничиваясь лишь жилыми. Это позволило мошенникам успешно избегать ответственности за свои действия, регистрируя в офисах компаний и фирм сотни, а то и тысячи мигрантов. Теперь же организация подобной схемы потянет за собой уголовную ответственность.
Что примечательно, миграционная служба Украины запустила онлайн-сервис проверки состояния оформления загранпаспортов.
Теперь каждый может через Интернет узнать, в каком состоянии находится оформление или изготовление его заграничного паспорта.
Сейчас сервис выдает один из четырех статусов документа согласно этапам оформления. Документы принимаются подразделением миграционной службы, проводится проверка данных. Далее предоставляется разрешение на изготовление паспорта – данные отправляются на персонализацию в полиграфкомбинат «Украина».
Затем паспорт изготовлен и отгружен до места выдачи (срок доставки в зависимости от региона составляет от 1 до 3 рабочих дней). И лишь после паспорт доставляется к месту выдачи.
Сервис позволит снять часть нагрузки на горячие линии территориальных органов миграционной службы, а также избежать случаев, когда работники миграционной службы искусственно затягивают выдачу паспорта.
Кстати, насчет мигрантов, в Азербайджане задаются вопросом: «А должен ли приезжий знать государственный язык?», поскольку многие страны сталкиваются с притоком мигрантов. И на сегодняшний день не только в Азербайджане предусмотрены экзамены на знание госязыка. К примеру, в США проживает большое количество граждан Испании, Китая, Японии и других государств. И в Америке этот вопрос регулируется прекрасным методом. Экзамен на знание государственного языка сдают лишь те иностранцы, которые желают получить разрешение на ПМЖ и устроиться на государственную работу. Та часть, которая не занимается трудовой деятельностью, не обязана сдавать экзамен.

Ануар ОМАР

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*