Да будет право и закон

Председатель правления Фонда развития парламентаризма в Казахстане и председатель президиума Политсовета Общенациональной социал-демократической партии Зауреш Кабылбековна Баталова рассказала, как женщина влияет на политику, почему Казахстан не соответствует международному стандарту по соблюдению прав человека, а также к чему приведут постоянные поправки в законодательство Казахстана.

– Зауреш Кабылбековна, скажите, пожалуйста, каково быть женщиной в политике?

– Политика – это деятельность, благодаря которой граждане реализуют право реально участвовать в принятии важных для страны или мегаполиса решений. В политике не только обсуждают принимаемые властные решения, но и инициируют активную деятельность по внесению изменений, дополнений, а иногда и по отмене этих решений. Это право всех граждан, и поэтому в политике нет разделения на мужскую или женскую работу. Женщины в политике равноправны и несут солидарную ответственность с мужчинами за все принимаемые политические решения.
Однако представительство женщин в политике на уровне принятия решений у нас намного меньше, чем мужчин. Мы видим женщин в основном на рядовых позициях и в среднем звене. Например, у нас мало женщин-министров. Причем женщины у нас возглавляют самые ответственные и сложные сферы, такие как Министерство труда и социальной защиты или Министерство образования. Руководство же такими ведомствами, как Министерство экономики, Министерство финансов или внутренних дел, представлено традиционно мужчинами. Я же считаю, что это несправедливо. У нас достаточно женщин, которые вполне соответствуют такому политическому статусу и могут взвешенно, грамотно принимать решения на государственном уровне.
В общественной же деятельности женщин много. Именно женщины, которые в государственной или политической деятельности оказались невостребованными на руководящих должностях, наиболее активны в общественной жизни. Большинство НПО в Казахстане возглавляют женщины.
Они достаточно известны, успешны и уже через общественную деятельность пытаются оказывать влияние на принятие решений. Так, например, женские организации эффективно работают по продвижению прав в сферах здравоохранения и социальной защиты, в сферах налоговой политики и экономики, в сферах защиты бизнеса и экологии. Поэтому я считаю, что женщины из общественного сектора должны интегрироваться в политический и государственный сектор. И не на уровень нижнего или среднего звена, а на руководящий уровень – уровень принятия решений.
Ведь не стоит забывать, что женщины от природы обладают качествами, характерными только им – женской половине населения, благодаря которым они могут внести большой вклад в развитие государства. Так, например, женщины в силу своего характера при принятии решений больше внимания уделяют проблемам малоимущих и многодетных семей, сирот и инвалидов, пожилых и тяжелобольных. Женщины умеют сочувствовать и слушать, а чиновникам, в первую очередь, нужно уметь сочувствовать гражданам, нужно быть внимательными к их проблемам, нужно представлять интересы общества, а не вышестоящего должностного лица. Женщины многогранны и могут профессионально участвовать в принятии решений по всем важным для страны вопросам, так как для них характерны детальное изучение проблем, умение прислушиваться к мнению меньшинства, способность находить компромисс.
Женщин сейчас очень мало на высоких позициях в государственном секторе. И они наиболее уязвимы.
Надо отметить и тот минус, что женщины не всегда способны поддержать друг друга в конкуренции с мужчинами. Социальные исследования показывают, что в политике, общественной жизни женщины чаще поддерживают мужчин, а не своих подруг. Более того, они менее объективны к женщине, нежели к мужчине. Как показывают наблюдения, к сожалению, иногда представительницы женского пола оказываются зависимы от комплиментов, проявляют неуместное в политике кокетство, что, несомненно, отражается на их объективности. Это говорит о том, что нужно серьезно заниматься политическим образованием женщин. Нужно учить женщин политическому лидерству и способности конкурировать с равными соперниками. Когда женщины приходят в политику или государственный сектор, они должны соответствовать этому уровню как личность, как гражданин, как деятель.

По вашему мнению, насколько соблюдаются права человека в Казахстане?

– К сожалению, как показывают исследования и правоприменительная практика, ситуация по соблюдению прав человека в Казахстане имеет серьезные проблемы. Одна из которых заключается в том, что сегодня в государстве не определена четко позиция самого государства. Казахстан является участником всех важных правовых институтов международного уровня. Это и ООН, и ОБСЕ, и другие международные организации. А это значит, что наша страна обязана руководствоваться теми принципами в области прав человека, которые закреплены в документах этих международных органов, ратифицированных Казахстаном. Государство должно само уважать права и свободы человека, обеспечить соблюдение прав и свобод человека, а также защищать права и свободы человека от посягательств третьей стороны.
Необходимо обеспечить законность и правосудие, торжество верховенства права и закона. Независимо от сторон решения должны приниматься только в пользу прав человека.
В Казахстане нужно создавать все условия, чтобы гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права реализовывались в полном объеме. Безусловно, это должно обеспечивать национальную безопасность. Решать эти проблемы нужно не одними запретами. Нужно использовать международный опыт в области прав человека.
Государство войдет в число 50 конкурентоспособных стран мира тогда, когда страна будет действительно экономически развитой и демократической, когда в ней будут соблюдаться и защищаться права человека.
Зауреш Кабылбековна, вас не смущает тот факт, что в Казахстане очень часто меняют и вносят поправки в законодательство?
– Законотворческий процесс – это важный для развития государства процесс. После приобретения независимости Казахстану необходимо было сформировать новое национальное законодательство. Это было связано и с тем, что Казахстан как новое государство вступил в ряд международных организаций и подписал ряд международных договорных документов. На этом этапе законотворческий процесс в связи с большим количеством принимаемых нормативных актов, безусловно, проигрывал в качестве. Сейчас этот этап пройден, поэтому необходимо уделить особое внимание качеству в законотворческом процессе. Не нужно заниматься постоянными изменениями законов, по которым мы живем. Учитывая, что законодательство – это не только закон, но и все подзаконные акты, которые принимаются Правительством, министерствами, акимами и другими государственными ведомствами, нужно также обеспечить, чтобы нижестоящие нормативные акты не противоречили актам, стоящим по иерархии выше.
К сожалению, сегодня в нашем законодательстве имеются противоречия между отдельными нормами, статьями и нормативными актами. Это происходит из-за уровня профессионализма законодателей, а также в связи с тем, что они недостаточно эффективно используют потенциал гражданского общества. Справедливости ради надо отметить, что с 2016 года в рабочие группы Мажилиса стали приглашаться представители общественных организаций и политических партий, а вот Сенат пока остается закрытым. Участие же в рабочих группах Мажилиса пока назвать эффективным нельзя из-за отсутствия четких процедур по рассмотрению заключений общественных экспертов. К сожалению, многие ценные предложения остаются за бортом.
Законотворчество – это процесс, в который должно быть вовлечено как можно больше представителей гражданского общества, а это и бизнес, СМИ, НПО, политические партии и профсоюзы. Только через палитру мнений и серьезную дискуссию можно выявлять все проблемы, которые существуют в правоприменительной практике, и прописывать их в законах страны.
– Как вы относитесь к работе органов внутренних дел? Что вы бы порекомендовали им изменить в своей работе?
– Органы внутренних дел – это органы, которые призваны обеспечивать правопорядок. Стоит отметить, что правопорядок в обществе с четким соблюдением правовых норм способствует защите безопасности граждан, сокращению правонарушений и преступлений, снижению роста тюремного населения.
Сегодня в обществе, к сожалению, сформировано негативное отношение к сотрудникам ОВД. Нужно работать над имиджем этой службы и формированием нового позитивного портрета стражей порядка. Надо стремиться к тому, чтобы у граждан росло доверие к этой системе. С этой целью нужно развивать новые доверительные формы сотрудничества с гражданским обществом, которые помогут увидеть проблемы другими глазами. Нельзя все рассматривать с позиции полицейского. Также нужно больше встреч проводить с гражданами, студентами, общественными организациями. Люди, которых призваны охранять сотрудники ОВД, должны знать и доверять системе обеспечения правопорядка.

Зульфия РАИСОВА

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*